Дистанционное сопровождение родителей учителем-логопедом

Подготовила учитель – логопед Шитова Е.Э.

 

«Игра – лучший способ развития
активного словарного запаса»
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Эффективнее всего развивать активный словарный запас малыша в игровой форме.
 
  1. Игра в Незнайку
Если ребенок ленится называть знакомые ему слова, предпочитая показывать их, можно поиграть в «Незнайку и пропавшие вещи». Игра заключается в том, что Незнайка, в которого перевоплотится любой член семьи, будет неправильно называть предметы, названия которых ребенок знает и умеет, но ленится произносить. Если малыш не заметит  ошибки, вещь «пропадет». Небольшие предметы можно прятать в сумке или шкафу. Если ребенок исправит Незнайку, вещь будет «спасена» и возвращена на место.
 
  1. Игра с картинками
Дети любят рассматривать картинки, поэтому необходимо использовать это увлечение для развития их активного словарного запаса. Для игры необходимо подготовить парные картинки. Затем показывать первую, спрашивать ребенка, что на ней изображено, и предлагать найти аналогичную. Задача малыша – называть рисунок правильно. Если он затрудняется, взрослый должен подсказать, попросив ребенка повторить название. А затем найти парную картинку и вновь назвать то, что на ней изображено.
  1. Игра «Телефонный разговор»
Так как ребенок обычно показывает жестами то, на что у него не хватает слов, играйте с ним в «Телефонный разговор». Малыш может разговаривать с кем-то из родственников или с друзьями. Причем разговор может быть как реальный, так и «понарошку». Так как при общении по телефону собеседника не видно, задача ребенка найти подходящие слова, чтобы рассказать, к примеру, во что он играл на детской площадке, что ел на обед, во что сейчас одет.
  1. Разговариваем с игрушками
Хорошо развивают активный словарный запас игры, требующие словесного обращения. К примеру, с девочкой можно играть в куклы, укачивать их или кормить. С мальчиком – водить игрушечную машину, строить из кубиков дома, командовать солдатиками. Игра поможет ребенку придать привычным действиям иной вид – учиться разговаривать с игрушками как с людьми.
  1. Новые слова – по подобию уже знакомых
Родителям необходимо проанализировать слова, которые ребенок уже произносит. Затем предложить ему повторять слова, показывая при этом соответствующие им предметы. Важно, чтобы новые слова были похожи на те, которые малыш умеет выговаривать. Для большей результативности изучение новых слов стоит превратить в игру: изучение новой книжки или раскрашивание рисунка.
  1. Чтение – пополнение активного словарного запаса
Читайте ребенку детские стихи, потешки и короткие сказки. Чтобы он не потерял интерес, прочтите пару строчек и расскажите, что нарисовано на картинке, так как к ним у малыша больше интереса, чем к тексту. Чем чаще взрослые будут читать детям книжки, тем лучше малыши станут узнавать персонажей, а со временем проявлять интерес не только к картинкам, но и к тексту. В результате ребенок запомнит стихотворение или потешку и начнет его повторять вслед за читающим.
 
Рекомендации взрослым, окружающих ребенка
Полноценное формирование активного словарного запаса у ребенка возможно в случае, если окружающие его взрослые соблюдают ряд требований, рекомендуемых логопедами. Речь должна быть:
правильной  – без речевых нарушений;                                                              
четкой  – без грассирующей артикуляции;
 простой – фразы не должны быть более 2–4 слов;
повторяемой – для лучшего запоминания;
 богатой – с использованием различных интонаций, эмоций, различных темпов речи и силы голоса.
Успех развития ребенка – в ежедневном общении
Чем шире активный словарный запас ребенка, тем выше его потенциал для хорошей учебы и качественной социализации в обществе. Поэтому пока логопеды спорят о том, сколько же слов знает, понимает и умеет произносить малыш в том или ином возрасте, задача родителей – ежедневно заниматься с ребенком, разговаривать с ним и отвечать на вопросы любознательного непоседы.
           На развитие головного мозга ребенка, а в частности на формирование активного словарного запаса, также положительно влияет и развитие мелкой моторики рук. Еще во II веке до н. э. китайские ученые утверждали, что упражнения с участием рук хорошо воздействуют на деятельность мозга.
Физиолог В. М. Бехтерев в своих исследованиях доказал, что мелкие движения рук улучшают произношение многих звуков и развивают речь. А Мария Монтессори, детский психолог, создала программу развития мелкой моторики рук.
Стоит отметить, что недостаток развития мелкой моторики является причиной узкого активного словарного запаса, трудностей в произношении многих звуков: “р”, “л”, “ш” и др. Для развития мелкой моторики ребенка полезны массаж, пальчиковая гимнастика и развивающие игры. Для новорожденного ребенка подойдет простое поглаживание ручек: как только малыш разожмет ладошку, можно слегка погладить пальчики, начиная от ладошки, продвигаясь по пальчику и приговаривая:
Здравствуй, солнышко-ладошка! (взять ладошку в руку, будто здороваясь)
Поиграем мы немножко:
Вот кружок твой (круговые движения по ладошке),
Вот лучи (провести по каждому пальчику),
Вот как прыгают чижи (нажимать на подушечки пальцев, “скакать” по ним).
Вариантов массажей и пальчиковых гимнастик много: “Сорока-Белобока”, “Ладушки”, “Мой мизинчик, где ты был?”, “Сидит белка на тележке”.
 В качестве развивающих игр стоит отметить лепку (сплошным, шариковым пластилином, лепку из теста), рисование (акварельными, пальчиковыми красками, карандашами, фломастерами), аппликацию, создание коллажей, плетение из разноцветных нитей, из
соломки, оригами и создание поделок».

 
 
 Развитие и обучение дошкольников в дистанционном режиме

«Игры по формированию  грамматического строя речи»