Дистанционное сопровождение родителей музыкальным руководителем

Подготовила Т.И.Аликина
музыкальный руководитель
«специалист высшей  категории»

Консультация для родителей «Создание домашнего оркестра»

            Всем известно, что совместное время препровождение в кругу семьи, а, особенно, домашнее музицирование доставляет незабываемую радость, вызывает эмоциональное удовлетворение как у взрослых, так и у детей.
Создание домашнего оркестра будет интересно и родителям, и детям. Конечно же, не в каждом доме имеются настоящие музыкальные инструменты, но это не беда. Можно и  в домашних условиях  изготовить инструменты для оркестра, что, наверняка, превратиться в увлекательный процесс, в котором будут задействованы все члены семьи.
Проявите свою фантазию, воображение, творчество в создании музыкальных инструментов, используйте подручные  средства, бросовый материал. Такие предметы, как ненужные баночки из-под йогурта, ведёрки из-под майонеза, коробки, контейнеры от киндер-сюрпризов и многие другие предметы станут полезными для творческой деятельности в создании шумовых музыкальных инструментов.
Ребёнок, сам изготавливая шумовые инструменты, будет более творчески мыслить. Само экспериментирование со  звучащими предметами, изготовленными  самостоятельно, различного рода звукоподражания,  влияют на познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, развивают его музыкальные способности.
Погремушки и шуршалки, деревянные линейки, барабаны, трещотки и бубенцы, сделанные из различного рода подсобных материалов, развлекая, создают у ребёнка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять. В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретут конструкторские и изобретательские навыки, у них сформируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, навыки, опыт сверстникам.
В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость самостоятельной трудовой, художественной и музыкальной деятельности.

Маракасы
       Берутся любые пластиковые баночки из-под йогуртов, соков и др . В баночку насыпается высушенный шуршаший или гремящий материал - рисовые, гречневые зёрна, горох, бусины по выбору. Многообразие  содержимого баночек даст и разное звучание. В итоге мы получим шумовые инструменты -  маракасы. На баночку наклеить аппликацию из самоклеющейся плёнки или плёнки для пасхальных яиц.

 

Звенелки 
Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья». Другой способ заключается в том, что скорлупки грецких орехов нанизываются на проволоку и подвешиваются на кольцо или расчёску. В качестве звенелки можно использовать ключи. Отличная звенелка может получиться из «музыки ветра», разделённой  на отдельные трубочки.

 

Стучалки
Самый простой ударный инструмент получается из двух деревянных палочек, которыми можно ударять друг о друга. А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, получится подобие ксилофона. Бухгалтерские счёты также являются прекрасным шумовым инструментом. Обычные канцелярские деревянные линейки могут послужить прообразом трещотки. Самый простой барабан можно сделать из пластиковой банки из-под сметаны, а палочки для барабана из пробок и деревянных шампур. Более сложный вариант барабана получится, если разрезать у двух пластиковых банок дно, вставить друг в друга и скрепить при помощи скотча. Оформляется такой барабан цветной бумагой, цветной изолентой или любым другим способом. Деревянные ложки, тоже, придадут вашему оркестру неповторимое звучание и красоту.

 


 

 

Уважаемые родители! Предлагаю замечательный видеоматериал, который можно использовать, играя с детьми дома в оркестре.
 
Кто играет на лугу
https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=PWkRlqAM_x8
Веселый огород
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=-PhSR83abGw
Добрый мастер
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=yOPDUOR_yx4
Лесной оркестр
https://www.youtube.com/watch?v=ayYcGHVd374
Летний оркестр
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=e1ypvEa6204
Полька бабочек
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=2qgihOdrF4g
Оркестр «Три медведя»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=pPfUj9NHty4
 

 

 

Консультация  для  родителей
«Детские музыкальные инструменты»

 

              Подготовила:
            музыкальный руководитель
            Мустафаева Эльвира Наримановна                      

 
 

Чтобы  определиться, какими музыкальными способностями обладает ваш  ребёнок,  очень  важно попробовать ребенка в разных видах музыкальной  деятельности. К  ним   относятся – пение, танец , игра на музыкальных инструментах.                 Наиболее доступным средством приобщения детей к музыке в домашних  условиях  являются музыкальные инструменты.
 Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Это могут быть не только профессиональные музыкальные инструменты (фортепиано, скрипка и т.д.), но и детские.

 
Металлофон
https://youtu.be/wpW7nKeO8YI
 Ксилофон
 
 https://youtu.be/d0VrT81Ul9k
 
  Детское пианино
 
https://youtu.be/F3lJtZCaRL4
 
Детский синтезатор
https://youtu.be/Eded4uqSYIM
 

Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящих, профессиональных. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера   ­звучания детские музыкальные игрушки  и музыкальные инструменты    сгруппированы и музыкальные инструменты сгруппированы в определенные виды: 
 
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкантами», представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные.  Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребёнка. 

Звучащие:
1.     Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

 
погремушки
 https://youtu.be/kwcOn3E40Sw
 
бубны
https://youtu.be/LdkEE3Nt1uc
 
барабаны
https://youtu.be/_DexShPg24Y
 
кастаньеты
 
https://youtu.be/1MLW8MlzL9Q
 

2.     Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,
— свирели :     https://youtu.be/cvWyAQaJvDo
--  дудки :    https://youtu.be/cvWyAQaJvDo
 
3.     Игрушки с фиксированной мелодией:
 
 Шарманка :    https://youtu.be/VyxdM68w0RI
 
 музыкальные шкатулки :   https://youtu.be/vH8WcIxZu38
 
Во время игры на них действия детей носят только механический характер. 

4.     Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.
Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.  
                                                                               Это интересно!!!

Существует определенная классификация этих музыкальных инструментов: 
Струнные – цитры, домры, балалайки и другие инструменты по типу народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). 
 Духовые – флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента. 
 Клавишно-язычковые –баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу. 
Ударно-клавишные –рояли, пианино, металлофоны, ксилофоны. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Конечно, музыкальные инструменты доставят некоторые неудобства, например, нарушение тишины и вашего покоя, но важно понимать, какое влияние могут они оказать на развитие вашего ребёнка. В первую очередь, – это воспитание любви и интереса к музыке. Во-вторых, игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, неразрывно связанной с развитием речи. В-третьих, инструменты помогают развить музыкальный звуковысотный и ритмический слух. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы.
 При выборе музыкального инструмента необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. В аннотации к инструменту обязательно должно быть прописано, с какого возраста можно начинать обучение игры на инструменте. Музыкальные программы, осуществляемые в дошкольных учреждениях, рекомендуют обучение на металлофоне с 4-5 лет, на фортепиано (пианино, синтезатор) – с 6-7 лет.
Перед обучением ребёнку можно сказать, что в любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. В струнных инструментах дрожат струны (скрипка, гитара, арфа, гусли, фортепиано), колокольчик звенит, потому что дрожит металлическая поверхность колокольчика и т.д. Помимо музыкальных инструментов, предложите ребёнку поэкспериментировать со звуками, сделав подручные предметы музыкальными. Например, чтобы резинка, звучала как струна, её надо натянуть на коробочку. Чем больше натянута резинка – тем выше звук. Можно натянуть две резинки, настроив их на интонацию секунды, и сыграть мелодию русской народной песни «Сорока».
Попробуйте извлечь звук из расчёсок. Здесь важно играть только медиатором, во избежание порезов пальцев. Медиатором может послужить кусочек плотной бумаги, сложенный уголком. Всей семьёй можно исполнить «парикмахерскую польку»! Под весёлую народную мелодию разыгрываем стрижку: папа ритмично щелкает ножницами, мама и ребёнок играют на расчёсках.
 https://youtu.be/ap3WwOKofDA
 
 Творчество можно также проявить в совместном посудном оркестре.
https://youtu.be/-THno_ekaFU
Поверьте, от такого семейного творчества ваш ребёнок будет просто в восторге!
Важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребёнок мог фантазировать, экспериментировать со звуками. Мир звуков огромен и повсюду окружает нас: шумит ветер, шуршат листья, тормозит машина, стучат часы и т.д. 
 
Прочитайте ребёнку стихотворение о звуках А.Усачёва:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
 
Игры с музыкальными инструментами представляют для детей особый интерес. Музыкальный инструмент для ребёнка – уникальная игрушка.  Она не только развлекает, но и учит, развивает слух, внимание, воображение, память.
        Уважаемые родители, поскольку вынуждены  находиться  дома в сложившейся ситуации, предлагаю изготовить музыкальные инструменты своими руками.
Инструмент, сделанный своими руками – особенно дорог,  как правило, вызывает у детей бережное отношение к нему.
Чтобы изготовить инструменты дома, нужно открыть небольшую мастерскую. Использовать можно разный бросовый материал:
 коробочки,  открытки, бутылочки, стаканчики, мерные ложечки и контейнеры, пуговицы, бусинки, скорлупки грецких орехов, и всё, что покажется интересным, красивым и практичным для  данной деятельности. Так же понадобиться клей, скотч, ножницы и др.
Самые простые в изготовлении инструменты:  погремушки - киндеры. Нужно положить в пустые  капсулы немного сыпучего материала, обязательно разного. Например: бусинки различной величины или  мелкие пуговицы, бисер, стразы и т. д.                   
             Обязательно  обратите внимание ребёнка на то, что каждая капсула с разным материалом звучит по-разному: тихо - громко, звонко-глухо. Попробуйте найти аналогии из жизни, или из сказки. На что похоже звучание каждого инструмента? Шум дождя, шелест листьев, танец кузнечиков…? Пусть ребёнок воображает, придумывает. Помогайте ему, развивайте его инициативу, творческое мышление.
Так же просты в изготовлении пластмассовые маракасы - погремушки. Их можно изготовить из баночек, бутылочек от косметики.  Замечательно, если они будут прозрачными. Тогда наполняемый материал пусть будет красивым. Например: бусинки, бисер или что-то ещё блестящее, цветное, яркое.   Просто насыпать материал. Не желательно использовать крупу.  При встряхивании предмета крупа крошится, оседает на стенках баночки, выглядит эстетически непривлекательно. Под воздействием температурных изменений, влажности  становиться рыхлой, мягкой, плесневеет.
Более сложны в изготовлении маракасы-погремушки из бутылочек с наклейками и надписями. Нужно их заклеить так, чтобы надписи не бросалась в глаза и выглядело эстетически привлекательно.  Это -кропотливая работа, требующая терпения, но зато, сколько простора для фантазии, творчества!
Практично и удобно заклеивать надписи  скотчем, предварительно наклеив на него небольшие геометрические фигурки из красочной, блестящей бумаги, вырезанной из ненужных открыток, обложек, журналов. Ещё можно приклеить на скотч блёстки.  Для этого нужно мелко порезать  старую мишуру и посыпать на скотч. Затем приклеить на бутылочку.
Особенно интересны в изготовлении и практическом применении картонные коробочки-погремушки разной величины. Они могут быть не только погремушками, но и музыкальными шкатулками.
Коробочки также наполняются материалом, заклеиваются, чтобы материал не сыпался, оформляются эстетически, как сказано выше.
Если у коробочки крышка открывается-закрывается вверх-вниз, как дверца, из неё получится музыкальная шкатулка.  Тогда коробочка не заклеивается. Положили материал, закрыли, поиграли. Потом  положили другой материал. И так можно музицировать и экспериментировать, развивая творческие способности. Так как содержимое в такой коробочке будет доступно ребёнку, необходимо, чтобы деятельность проходила под присмотром взрослых.
Особо поговорим о барабанах. Их можно условно назвать барабаны и барабанчики.
Барабанчики удобно сделать из стаканчиков от йогурта. Также эстетически оформляется. Сверху заклеивается скотчем. Можно  положить в стаканчик какой-то  материал. Например, бусинки, скорлупки от фисташек или  что-то ещё. Часть материала прилипнет на скотч и будет дополнительно украшать инструмент, а часть останется на дне.   Тогда инструмент можно использовать и как погремушку. В погремушке звук извлекается при встряхивании. На барабанчике – ударом пальца по мембране инструмента,   т. е. по заклеенной сверху скотчем поверхности.
Такие барабанчики можно изготовить из разных  круглых баночек, удобных и эстетически привлекательных для данной деятельности.
«Барабаны» можно смастерить из ведёрок от майонеза, небольших горшков для цветов.   Способ изготовления тот же. Разница только  в том, что у ведёрка сверху крышка, а у цветочного горшка  будет скотч в два   слоя  для большей прочности.
Предлагаемые способы изготовления музыкальных инструментов можно варьировать. Например,  закрыть поверхность у барабана не скотчем, а пергаментной бумагой в два или три слоя, обмотать шпагатом в несколько раз и проклеить клеем.     
Другие способы изготовления инструментов подскажет вам ваша фантазия. Теперь, когда инструменты готовы, можно сыграть «Веселый оркестр»  
https://youtu.be/vxkRRL40awQ

Уважаемые родители!
Вот ещё несколько советов:
- создавайте дома условия для игры на детских музыкальных инструментах; 
- используйте только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты; 
- не навязывайте обучение на инструменте, если ребёнок этого не хочет; 
- не злоупотребляйте чрезмерными занятиями; 
- читайте литературу о музыкальных инструментах детям;
- поощряйте попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
 
Уважаемые родители, посмотрите пожалуйста с детьми  музыкально- дидактическую игру   «Музыкальные зверята»
 
https://youtu.be/OPpeSDtxt-o
 

         Желаю вам творческих успехов!!!