Работа с детьми ОВЗ / Доступная среда

 

C 2007 года образовательное учреждение работает в инклюзивном режиме
С 2011 года детский сад является базовым учреждением города  по внедрению инклюзивного процесса в дошкольную  учебно-воспитательную деятельность  для удовлетворения интересов  и образовательных потребностей  конкретного ребенка с  учетом его индивидуальных особенностей психофизического состояния,  для адаптации  и социализации  в среде сверстников, для  подготовки  к дальнейшему обучению.
Невозможно внедрить  инклюзивное образование  без организации командной работы
«Команда» - это группа людей, которые:
  • объединены для совместного решения задач в целях повышения эффективности процесса;
  • взаимодополняют умения и навыки каждого члена команды;
  • поддерживают взаимную ответственность
Командная работа направлена на:
  • реализацию стратегии рационального использования способностей и ресурсов ее участников,
  • развитие  ребенка с ОВЗ,
  • сотрудничество и  помощь  семье,
  • инклюзивный образовательный процесс   (организация учебной деятельности,  материальное обеспечение  образовательных услуг с учетом стартовых возможностей  ребенка, социализация, адаптация, сопровождение в школу)
 Исходя из этого  определись следующие стратегические цели:
  • диагностическую, направленную на обеспечение психолого-педагогического изучения  особенностей развития ребенка с ОВЗ;
  • коррекционную, предполагающую индивидуальное планирование учебно-воспитательного процесса с ребенком с ОВЗ;
  • социально-адаптационную, реализующуюся в полном или частичном включении ребенка с ОВЗ в образовательное пространство 
Система обучения инвалидов и детей с ОВЗ в организации
осуществляется в следующих формах:
  • Инклюзивная в общих группах.
  • Специальная в специализированных группах.
  • Смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) по индивидуальному учебному плану. Педагоги МБДОУ в образовательном процессе используют  средства технического обеспечения (мультимедийное оборудование, DVD, музыкальные центры)
Образовательный процесс осуществляется
по адаптированным образовательным программам:
1. Л.Б. Баряева,  Е.А. Логинова -  «Воспитание и обучение дошкольниковс задержкой психического развития»    
2. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под  редакцией  Н.В. Нищевой
В дошкольном учреждении с детьми с ОВЗ
работают коррекционные педагоги:
  • учителя – логопеды,
  • учителя – дефектологи,
  • педагог – психолог 
Паспорт доступности
Психолого-педагогический консилиум

Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) создан на базе МБДОУ в 2010 г. приказом заведующего и является его структурной единицей. ППк является одной из форм взаимодействия администрации, специалистов МБДОУ, воспитателей и родителей (законных представителей), которые объединяются для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в воспитательно - образовательном процессе. Деятельность ППк направлена на своевременное выявление детей с ОВЗ, на создание условий для их развития, обучения, воспитания, социальной адаптации и включения в воспитательно - образовательный процесс МБДОУ наравне с обычными сверстниками. Содержание работы ППк определяется особенностями контингента воспитанников МБДОУ.

ППк в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конвенцией ООН о правах инвалидов, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014, приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения  в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы» от 26.11.2014, письмом Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6, Уставом МБДОУ, Положением и другими локальными актами, регулирующими  организацию работы с детьми с ОВЗ.

Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в пределах основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда. Педагоги ППк составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или поведении.

Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождение воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачами ППк МБДОУ являются:
  • психологическая поддержка родителей (законным представителям);
  • предоставление консультативной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и педагогам в вопросах обучения, развития и воспитания, социальной адаптации и включения детей с ОВЗ в воспитательно - образовательный процесс;
  • участие в педагогических советах, родительских собраниях;
  • своевременное выявление (с первых дней пребывания ребёнка в МБДОУ) актуальных и резервных возможностей ребенка с целью планирования дальнейшей работы с ребенком;
  • организация здоровье сберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • определение стратегий развития ребенка и составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
  • определение содержания, форм и методов психолого-педагогической помощи ребенку с учетом их адаптированности к его индивидуальным особенностям развития;
  • анализ эффективности используемых форм и методов обучения и воспитания ребенка;
  • прогнозирование (в плане рекомендаций) дальнейшего индивидуального маршрута ребенка;
  • организация взаимодействия и сотрудничества между участниками воспитательно - образовательного процесса
Председателем ППк является старший воспитатель.
Членами ППк могут быть специалисты:
  • учитель – логопед
  • учитель – дефектолог
  •  педагог – психолог
  • воспитатель
  • педагоги с большим опытом работы
  • музыкальный руководитель
  • родитель (законный представитель) ребенка с ОВЗ
    

 
            4 группы компенсирующей направленности:

  • 3 группы для детей с задержкой психического развития (нарушение темпа психического развития, нарушения социального взаимодействия с выраженными нарушениями поведения и функциями общения, задержка психомоторного и речевого развития, нарушение нормального темпа психического развития резидуально-органического генеза)
  • 1 группа для детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи I, II уровня