Дистанционное сопровождение родителей учителем-логопедом

Подготовила Сологуб Е.А.
учитель-логопед

 

Консультация  для  родителей
«Дидактические  игры для детей 4-6лет»

 
         Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.         
        Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
      
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.  
 
        Игры с предметами- основаны на восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и  знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
       Настольно - печатные игры –это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки».  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание.
       Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов. 
            Дидактические игры для дошкольников на развитие памяти:
Игра: «Найди игрушку»
Цель игры заключается в развитии у ребенка аналитических способностей, памяти и внимания. В данной игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей. 
Для игры потребуется шарф, которым будет необходимо завязать ребенку глаза. Далее ему нужно объяснить, что сейчас вы спрячете игрушку, которую он будет искать. При этом ее нужно положить на самое видное место. А после того, как игрушка будет спрятана, ребенку развязываются глаза, и он приступает к поискам.
Игра: «Лишнее слово»
Цель игры заключается в развитии слуховой памяти, а также в умении анализировать.
 Взрослый перечисляет ребенку несколько слов. Далее попросите его их запомнить. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы назвать все слова, но определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение. Возможные варианты списка слов:
1) яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;
2) тополь, береза, осина, сосна, смородина;
3) лимонад, сок, компот, чай, пирожок и прочее.
 
Игры на развитие зрительного внимания:
1. «Сделай как у меня»
Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)                   
2. «Расставь как было»           
Перед ребенком на столе  семь игрушек. После того, как ребенок рассмотрел игрушки, взрослый просит его отвернуться от стола, а  в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».
3.«Дорисуй»                                                                                                               
Дать ребенку рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.
4. «Найди отличия»     
 Предложить ребенку карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Задание: нужно как можно быстрее найти эти отличия.
5. «Срисовывание по клеточкам»   
Предлагается  лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
Игры на развитие слухового внимания:
1. «Повтори за мной»
Ребенку предлагается воспроизвести по образцу,  ритмичные удары палочкой по столу.
2. «Слова»
Взрослый чётко произносит 6 слов, после чего просит ребенка повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п. 
                                                                                              
3. «Кто это?»      
Взрослый читает интересные загадки в стишках, ребенок должен назвать про что или кого идёт речь.
 
Игры на развитие моторно-двигательного внимания:
1. «Съедобное – несъедобное»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.
2. «Повторяй за мной»
Называются части тела человека, а ребенок должен выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)
3. «Летает, прыгает, плавает»
 Показывает ребенку картинки животных, птиц, насекомых и т.д. Задание: нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка –  имитирует движения полёта, заяц – прыгает, жаба – прыгает, а затем плавают (или наоборот) и т.д.
4. «Зимующие и перелётные птицы»
Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если  птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».
5. «Овощи и фрукты»
Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».
 

Подготовила Белая С. Л.
учитель-логопед

 
Находясь с ребенком в условиях самоизоляции, хочу предложить вам, уважаемые родители, комплекс упражнений и игр с вашими детьми.
Эти упражнения очень простые, и вы с легкостью сможете их выполнить в домашних условиях.

Артикуляционные упражнения