Работа с детьми ОВЗ / Доступная среда
C 2007 года образовательное учреждение работает в инклюзивном режиме
С 2011 года детский сад является базовым учреждением города по внедрению инклюзивного процесса в дошкольную учебно-воспитательную деятельность для удовлетворения интересов и образовательных потребностей конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей психофизического состояния, для адаптации и социализации в среде сверстников, для подготовки к дальнейшему обучению.
Невозможно внедрить инклюзивное образование без организации командной работы
«Команда» - это группа людей, которые:
- объединены для совместного решения задач в целях повышения эффективности процесса;
- взаимодополняют умения и навыки каждого члена команды;
- поддерживают взаимную ответственность
Командная работа направлена на:
- реализацию стратегии рационального использования способностей и ресурсов ее участников,
- развитие ребенка с ОВЗ,
- сотрудничество и помощь семье,
- инклюзивный образовательный процесс (организация учебной деятельности, материальное обеспечение образовательных услуг с учетом стартовых возможностей ребенка, социализация, адаптация, сопровождение в школу)
Исходя из этого определись следующие стратегические цели:
- диагностическую, направленную на обеспечение психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ;
- коррекционную, предполагающую индивидуальное планирование учебно-воспитательного процесса с ребенком с ОВЗ;
- социально-адаптационную, реализующуюся в полном или частичном включении ребенка с ОВЗ в образовательное пространство
Система обучения инвалидов и детей с ОВЗ в организации
осуществляется в следующих формах:
- Инклюзивная в общих группах.
- Специальная в специализированных группах.
- Смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) по индивидуальному учебному плану. Педагоги МБДОУ в образовательном процессе используют средства технического обеспечения (мультимедийное оборудование, DVD, музыкальные центры)
Образовательный процесс осуществляется
по адаптированным образовательным программам:
1. Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова - «Воспитание и обучение дошкольниковс задержкой психического развития»
2. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой
В дошкольном учреждении с детьми с ОВЗ
работают коррекционные педагоги:
- учителя – логопеды,
- учителя – дефектологи,
- педагог – психолог
Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) создан на базе МБДОУ в 2010 г. приказом заведующего и является его структурной единицей. ППк является одной из форм взаимодействия администрации, специалистов МБДОУ, воспитателей и родителей (законных представителей), которые объединяются для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в воспитательно - образовательном процессе. Деятельность ППк направлена на своевременное выявление детей с ОВЗ, на создание условий для их развития, обучения, воспитания, социальной адаптации и включения в воспитательно - образовательный процесс МБДОУ наравне с обычными сверстниками. Содержание работы ППк определяется особенностями контингента воспитанников МБДОУ.
ППк в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конвенцией ООН о правах инвалидов, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014, приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы» от 26.11.2014, письмом Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6, Уставом МБДОУ, Положением и другими локальными актами, регулирующими организацию работы с детьми с ОВЗ.
Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в пределах основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда. Педагоги ППк составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или поведении.
Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождение воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачами ППк МБДОУ являются:
-
психологическая поддержка родителей (законным представителям);
-
предоставление консультативной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и педагогам в вопросах обучения, развития и воспитания, социальной адаптации и включения детей с ОВЗ в воспитательно - образовательный процесс;
-
участие в педагогических советах, родительских собраниях;
-
своевременное выявление (с первых дней пребывания ребёнка в МБДОУ) актуальных и резервных возможностей ребенка с целью планирования дальнейшей работы с ребенком;
-
организация здоровье сберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
-
определение стратегий развития ребенка и составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
-
определение содержания, форм и методов психолого-педагогической помощи ребенку с учетом их адаптированности к его индивидуальным особенностям развития;
-
анализ эффективности используемых форм и методов обучения и воспитания ребенка;
-
прогнозирование (в плане рекомендаций) дальнейшего индивидуального маршрута ребенка;
-
организация взаимодействия и сотрудничества между участниками воспитательно - образовательного процесса
Председателем ППк является заместитель заведующего по УВР
Членами ППк могут быть специалисты:
-
учитель – логопед
-
учитель – дефектолог
-
педагог – психолог
-
воспитатель
-
педагоги с большим опытом работы
-
музыкальный руководитель
- социальный педагог
- инструктор по физической культуре
-
родитель (законный представитель) ребенка с ОВЗ
4 группы компенсирующей направленности:
- 3 группы для детей с задержкой психического развития (нарушение темпа психического развития, нарушения социального взаимодействия с выраженными нарушениями поведения и функциями общения, задержка психомоторного и речевого развития, нарушение нормального темпа психического развития резидуально-органического генеза)
- 1 группа для детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи I, II уровня
- 225 просмотров